Немного
о фехтовании :) или "где заканчиваются следы патриархов"
-----Original
Message-----
>
> В твоей практике заманчива простота, но когда
начинаешь, идёт борьба с воображением. Да, с умом трудненько справиться, с
самоотождествлением, с инертностью привычного мироощущения. Удаётся несколько
секунд восприятие напрямую, без чувств, а потом что-то накрывает
будто тебя и ты ловишь себя на старой тропе, где сравниваешь, руководствуешься
чувствами, корректируешь умом. А это уже не то... Когда удаётся, возникает растерянность и
как-то не по себе, потому что в мозгу нет привычного отражения, в которое
вперяешься умом... Так? Я
вглядывалась в дерево за окном, на несколько секунд стала им, потеряла ощущение собственного тела и,
когда мой ум выскочил и воскликнул: - вот оно, я смогла! Всё пропало. Ты прав, нужна работа над
собой...
>
Ну какая ты всё-таки умница! :) Майя, это правда :)
Я имею в виду твоё овладение практикой. Пиши мне пожалуйста больше. Я прошу об этом потому, что видя сейчас твои первые опыты, вспоминаю себя. Но мне
некому было тогда объяснить. Просто появлялось состояние
и я пробовал с ним что-нибудь делать. То есть первоначально
появлялось осознание, что делать надо так, а потом я начинал – а если так
попробовать, а если вот эдак :) В итоге приходил к тому, что действительно
работало. Ты очень правильно описываешь поведение ума
:) он действительно бывает ошарашен подобным подходом. Вдруг он - такой
ежедневно нужный и необходимый оказывается не так уж и необходим, ибо мы вполне
способны обходиться и без него, воспринимая всё напрямую. А
главное, при отсутствии ума :) и возникновении осознанности, в нашей жизни
появляется меньше разболтанности, меньше хаотичности, появляется ясное
понимание (осознавание) что именно надо делать и, главное, когда. Тогда
начинается наше совпадение с жизнью. А совпадение с Жизнью не может не
привносить в нашу повседневную жизнь состояние счастья. Искреннего счастья. Не счастья от чего-либо или почему-либо, а просто счастья от
постижения самой жизни :) От постижения её напрямую, всем сердцем, всем телом,
всем своим существом, не прибегая к помощи никаких посредников, просто видя мир
таким, каков он действительно есть. Мир удивительно
ясен и прост, если в нём нет хаотично метущегося ума :) Тогда жизнь просто
есть. И эта - просто жизнь, становится по-настоящему
красива. Потому что она становится проявлением самого Бытия. И, когда ты
впервые соприкасаешься с этим, ты видишь всю необъятность Бытия и те
возможности, которые открываются и которые прежде были перекрыты умом, игрой
ума. Игрой воображения. Ум домысливал, дорисовывал то, чего не было, выступая
как хулиганистый проказник :) Посмотри сколько людей
вокруг. Насколько часто то, что услужливо предлагает им ум идёт вразрез с тем, что действительно происходит в жизни.
Сколько раз ум вносил сумбур и путаницу в сознание людей. Простой пример такой
игры ума это состояние ревности. С чего начинается такая игра
этого шалопая :) с тем, кому он достался? Начинается эта игра с
додумывания. Когда к одной детали (назовём это – информация) дорисовывается
что-то другое, иное, чем то, что в действительности
происходит в этот момент в жизни. Так ребёнок дорисовывает человечку, чьё фото
представлено в журнале, бородку, огромные пушистые брови, нос пятачком и козьи
рожки. Чудесно :) А ревнивец ведь в это начинает верить :) А
ум скачет и скачет дальше. Вот почему необходим воспитатель ума и таким
воспитателем может являться только осознанность. Это опять же, как со взрослым и ребёнком. Взрослый, обладающий осознанностью,
намного старше и мудрее, у него намного больше опыта взаимодействия с миром. И,
когда ребёнок шалит и эта шалость, вполне возможно, может в этот момент
представлять для ребёнка опасность, взрослый им исподволь руководит, подводя
ребёнка к тому, чтобы его (ребёнка) поведение также становилось всё более и более
осознанным. То есть эта осознанность перерастает в некую дисциплину ума, от
которой ребёнок не становится менее подвижным и игривым, но он оказывается
способен сам себя отводить от того, что могло бы
повредить и ему самому и кому-либо другому. В результате он остаётся ребёнком,
но при этом он становится ребёнком глубже и более чутко воспринимающим
окружающую его жизнь. Ведь так? :)
То же самое происходит, когда мы соединяем действия
нашего ума с состоянием осознанности. Сначала он шалеет от такого нахальства, что нечто вдруг посягает на его территорию, на
которой он так беззаботно шалил и творил всё, что мог только пожелать. Но
проходит время, и он начинает прислушиваться, как прислушивается ребёнок к
кому-то более мудрому. И постепенно он начинает испытывать интерес, видя, что
осознанность действительно умеет нечто большее. В итоге они начинают вместе
претворять в жизнь свои планы. И лишь одно отличает эти планы от всех
предыдущих, это то, что в этих планах, действующий в содружестве с
осознанностью ум, действительно начинает рисовать в восприятии жизнь такой,
какая она в действительности есть, наполняя её удивительно
богатыми красками. И восприятие, как ни удивительно, действительно становится
полней и полней.
Ты говоришь, что посмотрела на дерево за окном и на
какой-то момент ощутила, что сама стала им. То есть произошло
разтождествление с привычным образом себя. :) Так делал мой ребёнок. :) Но в
этой практике есть ещё такой момент – когда наше восприятие готово сигануть к
предмету и слиться с ним в одно (условно говоря, прилипнуть теперь к нему
восприятием, забыв наше тело), мы можем перевести наше внимание, на то, чтобы ощутить
будто бы наша кожа, например, плеч, стала более чувственной и чуткой к
соприкосновению, настолько чуткой, что мы оказываемся
способны соприкоснуться ею с чем-либо, не прикасаясь к этому вплотную, а делая
это на расстоянии. Попробуй это. Здесь важно не думать об этом, а просто
ощутить первое мгновение такого соприкосновения. Дистанционного соприкосновения
этой сверхчувствительной кожей с каким-либо предметом. С тем же деревом за
окном. Я объясню для чего это нужно – ум, он при восприятии неконтролируемо
мгновенно перемещается к тому, о чём мы думаем. Точно также за умом может
мгновенно последовать и восприятие. Что происходит, если мы в своём восприятии
прикасаемся к тому же предмету кожей? Мы способны регулировать как силу
контакта, так и интенсивность наших ощущений. То есть само восприятие
становится более контролируемым. И, с одной стороны, мы как бы соприкасаемся с
предметом, но наше восприятие не поглощается полностью им одним. Мы оказываемся способны воспринимать контакт с предметом и, в
то же самое время, сохранять некоторую дистанцию, то есть не происходит полная
отождествлённость с ним. Возникает некая
отстранённость в восприятии, как если бы мы держали в руке предмет и его бы
рассматривали. С одной стороны, мы ощущаем, воспринимаем его находящимся в
нашей руке. С другой стороны, мы его наблюдаем. Это двойное восприятие, при
котором есть контакт с рукой, есть живое ощущение присутствия объекта, но нет
перетекания восприятия в него, нет полной отождествлённости. В результате в нашем
восприятии присутствует объект, мы ощущаем соприкосновение с ним, и, в то же
самое время, чувствуя его, сохраняем некоторую дистанцию. И то, и другое при
этом происходит одновременно. Ведь наша задача не научиться
щупать предметы на расстоянии, что, наверное, привлекло бы к этой практике,
большое количество мужчин разного возраста :) Наша задача в другом – в том,
чтобы уловить непосредственно момент возникновения осознанности. А этот
момент существует непосредственно после начала такого дистанционного
соприкосновения с предметом и до момента переключения нашего восприятия на него
и отождествления с ним. Конечно, это не просто. И может появиться момент, когда
захочется это бросить, и всё же это не ловля солнечного зайчика. Этот момент уловить возможно. И, уловив его однажды, дальше нам уже
будет легко обращаться с ним. Конечно, кто-то может нас спросить, что мы делаем
в этот момент? И мы вполне можем ответить: ловим солнечного
зайчика :) Ты ловила его в детстве? :) Вспомни этот момент. В тот
момент, когда ты направляла на него внимание, ты могла воспринимать его, но не
могла отождествиться с ним. Он всё время выскакивал из
кулачка наружу :) Но ты могла его при этом воспринимать, направлять на него
своё свободное внимание, но при этом не было ни одного момента, когда ты могла
бы отождествиться с ним. Просто вспомни это чувство. Был первый момент
соприкосновения, был момент осознанности, но не происходило отождествления,
потому что солнечный зайчик выскакивал. Он был вне отождествления, он был
неуловим и, в то же самое время, ты могла направлять на него свои чувства. Попробуй теперь сделать то же самое с деревом, которое ты
наблюдаешь из окна. :) Как если бы оно было тем зайчиком :) Ты можешь к нему
дистанционно прикоснуться, почувствовать его и, в то же самое время, твоё внимание,
воспринимая его, остаётся полностью осознающим этот контакт с деревом и, в то
же самое время, никак не захваченным им.
Есть восприятие соприкосновения и, в то же самое
время, соприкосновение это всё время оказывается как бы в самом начале. Не давая
захватить себя тождеством. Но оно есть. Есть соприкосновение, которое постоянно
оказывается в самом своём начале. И именно твоё восприятие теперь начинает
играть роль солнечного зайчика :) Оно воспринимает контакт с деревом, как
солнечный зайчик, условно говоря, ощущал контакт с твоей рукой, но не
оказывался захвачен ею, хотя всё время находился на твоей руке в состоянии
контакта с ней :) Не тренируйся таким образом очень
долго. Пусть это просто станет своеобразной игрой с восприятием. Вспомнил, что вбуддизме, в книге «Письма мастера дзен мастеру фехтования»
приводится пример с плавающей в воде тыквой, которую загоняют в воду, а она,
как бы её не загоняли вглубь воды, всё время выныривает и оказывается на
поверхности. Так удаётся сохранить осознанность восприятия, в том числе
осознанность контакта, осознанность соприкосновения, и в то же самое время, не
допустить захваченности им внимания и отождествления с ним. Фехтование в этом
случае, очень помогает поймать это состояние. Но в нашем
случае, как я понимаю, из домашнего инвентаря, фехтовать можно только веником
или шваброй :) Не хочешь попробовать? :)))))
Со стороны можно будет подумать, что
человек дозанимался до того, что нахватался глюков :) Вот уже и шваброй фехтует
:))))) :)
Но это для того, чтобы немного тебя
отвлечь, чтобы избежать какой-либо усталости от занятия :) Когда твоё
восприятие станет таким «солнечным зайчиком», оно окажется способно свободно
передвигаться от объекта к объекту, входя в непосредственный контакт с ним,
чувствуя его и, в то же самое время, не будучи этим захваченным.
Какую бы мы практику ни делали, будь то сталкинг
толтеков, практика дзен с использованием сидячей медитации или какую-нибудь
другую, во главе угла всегда будет стоять способность не подпасть под
воздействие возникающих в сознании мыслей и появляющихся в восприятии тех или
иных чувств. В том числе это является основным условием и при выполнении
практики Умной молитвы, успокаивающей наш иногда скачущий ум. Вот почему я тебе
предложил воспринимать какой-либо объект или просто пространство на расстоянии,
делая это телом. В этом случае никак не задействуется ни ум, ни пять чувств и,
в то же самое время, восприятие постоянно происходит. Но что именно в этот
момент в нас воспринимает? Что способно непосредственно
находиться в состоянии отвлечённым от чувств, свободном от какого-либо
умственного описания и, в то же самое время, находящееся в состоянии трезвления
духом, осознанности? Как ты думаешь, что это? Естественно, ответ
присутствует уже в самом вопросе. Делает это присутствующий в нас дух,
представляющий собой основу нашего восприятия. Это то, что существует задолго
до ума, это то, что оказывается способно осознанно
контролировать как проявление пяти наших чувств, так и ум, и спонтанно
управлять и тем, и другим.
Но, как мы уже говорили раньше, он присутствует до
них, существуя до…, существуя раньше… И поэтому с их
помощью, он никогда не уловим. Как наш солнечный зайчик. И, в то же самое
время, подобно пляшущему перед нами солнечному зайчику, который мы не можем
никак ухватить, мы не можем заявить, что его не существует и
что его нет. Ведь это так? Он (дух / осознающее начало) существует.
Существует до чувств, мыслей и слов. И всегда остаётся
неуловим для них. Вот почему мудрость и знание о нём не почерпнуть из книг. И
всегда, во все времена этого контакта с тем, что называется дух, с тем, что
является нашей изначальной осознанностью добивались
только практикой. И вот теперь становится ясно почему
только подобное может проникнуть в подобное. Туда, куда не проходит ни ум, ни
пять чувств, проходит то, что всегда обладает пропуском к такому проходу –
осознанность.
Осознанность – восприятие напрямую. А это возможно
только в случае, когда восприятие объекта оказывается
не захвачено ни описанием (игрой ума), ни пятью чувствами, то есть абсолютно
ничем из того, что уже известно нам. И именно поэтому во все времена люди
испытывали трудности с изложением этой практики. Потому что изложение практики
даётся не для ума, осознать суть этой практики и использовать её ум не может,
но зато это запросто может сделать то, что мы определили здесь и, как это
определяется в других духовных традициях (посвящённых наработке осознанности)-
дух. И всё, что нам остаётся обрести, это просто навык в практике. Подобно
тому, как в фехтовании (кэндо) отработка движений
начинается с повторения определённых шагов, так и при практиковании
осознанности, задача заключается в простом повторении, в отработке навыков
осознанности. Для начала просто важно помнить, что осознанность – это
восприятие напрямую. А восприятие напрямую, то есть, минуя захваченность умом и
пятью чувствами (именно захваченности), потому что не существует такого
момента, когда они перестанут появляться. И прогресс в практике начинается
тогда, когда мы окажемся способны воспринимать мир, не
зависимо от наличия или отсутствия их.
Письма мастера дзэн мастеру фехтования
(Тайное писание о непоколебимой мудрости)