Заметки об
осознанности.
Наполнить тело вниманием. Соединить тело с вниманием.
Как дать возникнуть осознанности?
Осознанность тесно связана с пребыванием (присутствием) нашего внимания во всём, что
мы делаем, как и во всём том, что возникает в нас.
1. Соединить внимание с дыханием.
2. Соединить внимание с телом.
3. Соединить дыхание с телом (дыхание телом - одно из
упражнений Чжун Юань Цигун).
4. Осознанность мыслей, чувств, эмоций.
5. Осознанность окружающего пространства.
6. Осознанность недвойственного восприятия.
Всеединство.
7. Осознанность в сновидении.
8. Осознанность.
Многие связывают понятие осознанности с
интеллектуальным пониманием. Но есть ли в интеллектуальном понимании
присутствие внимания? Поскольку внимание представляет собой длящийся процесс. В
то время как интеллектуальное понимание уже содержит в себе некое завершение,
некий вывод.
Этим и отличается интеллектуальное понимание от осознанности о которой мы здесь говорим. Так как
осознанность это не вывод, а процесс, связанный с присутствием вниманием в совершаемом. То есть представляет собой не прекращающийся,
длящийся процесс. Процесс наполнения вниманием и внимательностью всего, что мы
совершаем, делаем и всего того, что возникает в нас и вокруг нас.
Присутствие нашего внимания в процессе и нашего
внимательного отношения к нему.
В буддизме это называется осознанностью. В
христианстве это названо духовным трезвлением.
Поместить внимание в каждое наше действие.
Пример.
Где находится зонтик?
После десяти лет обучения, Зенно считал, что уже мог быть произведен в категорию
мастеров дзен. В один дождливый день он пошел навестить известного учителя Нан-ина.
Когда он вошёл в его дом, Нан-ин спросил:
- Ты оставил свой зонтик и туфли
снаружи?
- Естественно, - ответил Зенно. – Этого требует хорошее воспитание. Я поступил бы
так же в любом другом месте.
- Тогда скажи мне: ты поставил зонтик
справа или слева от туфель?
- Понятия не имею, учитель.
- Дзен-буддизм – это искусство
абсолютной осознанности всего, что мы делаем – сказал Нан-ин,
– Недостаток внимания к мелочам может окончательно разрушить жизнь человека.
Отец, выбегающий из дома, не может оставить нож в зоне досягаемости своего
маленького сына. Самурай, который не смотрит ежедневно на свой меч, может
обнаружить, что тот заржавел в момент, когда он больше всего в нем нуждается.
Юноша, который забывает дарить цветы своей возлюбленной, потеряет её.
И Зенно понял,
что несмотря на то, что хорошо владеет техниками дзен
в духовном мире, он совершенно забыл применять их в мире людей.
http://www.improvement.ru/events/conf2003/16
Наше время примечательно количеством нервных срывов,
охватывающих всё большее количество людей. Это всё от того,
что они делают что-то в своей жизни без осознанного внимания к тому, что
именно они делают. Именно к этому относятся слова Иисуса, когда он в своём
милосердии говорит: «Прости им, ибо не ведают [не осознают], что творят».
Проникаю вниманием в дыхание. Внимательно вдыхаю и
внимательно выдыхаю. Полностью присутствую восприятием / вниманием в том, что
именно делаю в этот осознанный момент. Это и называется
словом осознанность. Осознавать – значит наиболее полно, максимально полно
присутствовать вниманием во всём, что бы со мной ни происходило
и что бы я ни делал. Всё проявляющееся мгновенно осознаётся.
Когда я внимателен к тому, что я делаю, жизнь
преображается.
Великий
мистик Нагарджуна путешествовал. Император был поклонником Нагарджуны и подарил
ему золотую чашу для подаяния. Она была очень дорогой, а Нагарджуна был
полуголым странником. Мимо него проходил вор, он не мог поверить своим глазам:
столь драгоценная вещь находится у такого нищего человека! И вор пошел за ним.
Нагарджуна остановился на ночь в полуразрушенном монастыре. Вор обрадовался
такой удаче и подумал: "Ночью, когда он уснёт, я подойду и возьму чашу без
всякого труда". И он спрятался за стеной. Нагарджуна почувствовал и понял,
что хочет сделать этот человек. Он вышел и сказал:
—
Ты уж лучше возьми эту чашу сразу, чтобы я мог спокойно заснуть. Я бы не хотел
делать тебя вором, поэтому я подумал и решил подарить её тебе. Все равно ты её
заберёшь, так почему не подарить её тебе? Возьми подарок!
Вор
не ожидал такого поворота событий. Он подошёл и склонился к ногам Нагарджуны.
Тот сказал:
—
Теперь ты можешь уйти, потому что у меня больше ничего нет. Радуйся и оставь
меня в покое.
Но
вор сказал:
—
Подожди, святой человек. Я тоже хотел бы стать таким же непривязанным к вещам.
Ты заставил меня почувствовать себя таким жалким. Есть ли путь, идя по которому
я смогу достичь вершины осознания?
Нагарджуна
ответил:
—
Да, есть такой путь!
Вор
сказал:
—
Только не говори, что сначала я должен бросить воровать. Потому что, куда бы я
ни пошёл, а я ходил ко многим святым и мистикам, они все говорили:
"Сначала прекрати воровать". Я пробовал, но я не могу выполнить это
условие.
Нагарджуна
сказал:
—
Видимо, ты ещё не встречал настоящего мистика. Ты, должно быть, встречал бывших
воров. Иначе, почему кто-то должен беспокоиться о том, что ты вор? Будь вором!
Это не мое дело. Меня это не волнует. Только одно требуется от тебя: иди и
делай то, что ты делаешь, но делай это сознательно. Не делай ничего
механически. Осознавай то, что ты делаешь.
Вор
сказал:
—
На это я согласен. Я попробую.
Нагарджуна
ответил:
—
Я подожду тебя здесь, в этом монастыре, пятнадцать дней. Ты можешь прийти и
рассказать мне обо всём.
На
десятый день вор пришел и сказал:
—
Ты хитрый! Я попробовал, и мне повезло. Я проник в один дом. Там были
богатства. Помня мое обещание, я оставался осознающим. На меня нисходило такое
спокойствие и безразличие, что мне не хотелось воровать, я не мог уносить вещи
с собой.
Нагарджуна
сказал:
—
Это то, что ты должен был понять. Теперь все зависит от твоего выбора. Ты
можешь не принять осознание и остаться вором, либо ты можешь принять осознание
и стать другим человеком. Продолжай воровать, если ты сможешь это делать с осознанием.
Тогда я за тебя спокоен.
Вор
сказал:
—
Но ведь это невозможно. Я пробовал. Если я осознаю, я не могу украсть. — И он
добавил: — Вообще-то, ты меня поймал. Я уже не смогу расстаться с этим
осознанием. Я почувствовал его вкус.
Практика осознанного действия делает жизнь более
полной, хотя бы уже потому, что внимание к жизни, к каждому её моменту делает
этот момент сам по себе незабываемым и особенным.
Просто попробуйте.
Будь то питьё чая или мытьё чашки после того, как чай
выпит.
Осознанность притягивает энергию к нашему действию и придаёт
каждому нашему действию силу.