Стих на картине
Однажды постоянный посетитель храма Токайдзи принес Осё настенный свиток с изображением знаменитой гейши.
— Осё-сан, пожалуйста, напишите стихотворение на этой картине, — попросил он.
Осё взглянул на картину, улыбнулся посетителю и сказал: — Хорошо нарисовано. Я бы хотел оказаться рядом с этой прекрасной женщиной.
Затем он взял кисть и написал на свитке:
Будда продает Закон,
Бодхидхарма продает Будду,
Монах в наш невежественный век
Продает Бодхидхарму,
А ты, куртизанка, продаешь свое тело
Для удовлетворения желаний живых существ.
Сики соку дзэ ку — феномены есть пустота.
Ку саку дзэ емки — пустота есть феномены.
Верба зеленая; цветок красный.
Затем он написал еще одно стихотворение:
Каждую ночь луна посещает воды пруда,
И затем уходит, не задерживаясь И не оставляя следа.
В этом стихотворении говорится о том, что луна восходит каждую ночь и отражается в воде пруда подобно тому, как куртизанка проводит ночи с мужчинами, не привязываясь ни к одному из них и не позволяя мыслям о них остаться в своем уме. Подобно уму Будды, вода в пруду не удерживает отражения предметов. Она всегда спокойна, глубока, кристально чиста.
Осё не задумываясь написал эти стихотворения и вернул картину посетителю. Тот пришел к нему, втайне надеясь, что своей просьбой написать стихотворение на картине с изображением куртизанки он поставит Осё, добродетельного человека и мастера дзэн, в тупик. Но Осё написал стихотворение без колебаний, и посетитель оценил глубину его постижения.
Красота и уродство, похвала и осуждение существуют лишь до тех пор, пока ум пребывает в сомнении. Стоит один раз глубоко постигнуть истину, и тогда все вокруг — пустота.
("Письма мастера дзен мастеру фехтования")
Кто может сказать, что такое Пустота Великой Полноты?
Пустота, как она понимается в буддизме, это не отсутствие чего-либо, а результат. Результат поиска разделённости на субъект и объект. В состоянии просветления, сколько бы мы ни пытались обнаружить их отдельное существование друг от друга, мы неожиданно для себя обнаруживаем, что ничего подобного больше нет. И потому говорится, что состояние разделённости – не более, чем иллюзия, которая со временем может сойти на нет, если мы будем стремиться к Полноте, одновременно помня буддистскую фразу: “Для великого наполнения нужна великая пустота”. В состоянии просветления, сколько бы мы ни обшаривали мир воображаемой рукой в поисках чего-либо, что было бы выделено, мы не обнаружим ничего, кроме бесконечного, безграничного и всепроникающего единства. Рука наша, стремящаяся ухватить разделённость, окажется пуста. Никакой разделённости больше нет. Само понятие о разделённости оказывается в этот момент пустым.
("Тело Света")